Поиск информации

Искать среди правовых систем:




Искать среди разделов:




Календарь

« Май, 2017 года »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Все события

24.03.09 Публичные центры правовой информации (ПЦПИ)

Государственная система распространения правовых актов в электронном виде (ГСРПА), в основном, ориентирована на информирование государственных органов, учреждений и организаций. Вместе с тем имеется реальный спрос на правовую информацию со стороны населения России. Таким образом, имеет место ещё более сложная и масштабная задача – обеспечить возможность доступа к этой информации всего населения России.

Для решения этой задачи необходимо было определить и реализовать эффективный механизм, обеспечивающий доступ населения к правовой информации с использованием современных информационно - телекоммуникационных технологий и уже существующей инфраструктуры.

В этой связи, совместными усилиями ФАПСИ, Минкультуры России и региональных властей было найдено близкое к оптимальному решение по использованию общедоступных библиотек в качестве мест общественного доступа к информации, построения на их основе сети публичных центров правовой информации (далее – ПЦПИ).

Во-первых, так исторически сложилось в нашей стране, что библиотекари – это те люди, которые привыкли работать с народом, доводить информацию. Второе - это наличие разветвленной сети библиотек по всей стране вплоть до муниципальных образований. И третье, что уже в середине 90-х годов пошел процесс компьютеризации библиотек.

Таким образом, с 1998 года реализуется общегосударственный проект «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек».

ФАПСИ и Минкультуры России были разработаны концептуальные положения создания сети ПЦПИ и технология их функционирования, определены типовые решения и состав ПЦПИ. Для поддержки решения стоящих задач в средствах массовой информации была проведена большая кампания по разъяснению деятельности ПЦПИ.

На первом этапе было организовано создание ПЦПИ на базе центральных библиотек субъектов Российской Федерации, имеющих необходимую организационную и техническую базу.

ФАПСИ на безвозмездной основе предоставило базы правовой информации, содержащие официальные документы на электронных носителях, обеспечило доставку информации по своим каналам связи, а также обеспечило привлечение специалистов к этим работам.

Активное участие в работе принимают администрации субъектов Российской Федерации. Ими приняты акты о создании ПЦПИ, выделяются дополнительные ставки для библиотек, предоставляются каналы связи, оказывается финансовая поддержка.

Большое значение для решения проблемы имеет скоординированная деятельность подразделений администраций субъектов по вопросам информационных ресурсов и телекоммуникаций и центров правительственной связи, органов управления культуры и универсальных библиотек.

Во многих регионах работы по созданию ПЦПИ стали частью собственных программ правовой информатизации, предусматривающих создание разветвленной сети центров и абонентских пунктов в органах государственной власти и местного самоуправления, библиотеках, научных и учебных заведениях.

В качестве примера можно привести Смоленскую область, где в ходе реализации программы "Правовая информатизация Смоленской области" на единой программно-технической основе в области создано около 200 публичных центров и пунктов доступа к правовой информации, в том числе во всех структурных подразделениях администрации области и районных администрациях.

Открытие ПЦПИ и предоставление пользователям официальной правовой информации дало дополнительный импульс для расширения начатых работ по созданию систем региональных и муниципальных официальных документов, переводу их в электронную форму с использованием единой программной оболочки, которую предоставляет ФСО России, и передачи созданных баз данных в публичные центры. С этой точки зрения весьма показателен опыт работы библиотек Республики Бурятия.

Развитие сети публичных центров с использованием единой информационно-технической базы реально способствует созданию единого информационно-правового пространства в нашей стране путем объединения региональных и муниципальных баз данных, в том числе за счет взаимодействия органов местного самоуправления и библиотек.

При этом можно сказать, что практически создан и используется единый «технологический стандарт» обмена правовой информацией в целях решения проблем унификации стандартов создания, актуализации и доступа к официальной информации в России.

Совместно с Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И. Рудомино были проведены работы по созданию Учебно-методического центра, в котором проводятся тренинги для сотрудников библиотек в целях практического освоения современных информационно-правовых систем ФСО России.

Какие основные выводы можно сделать по имеющимся результатам создания сети ПЦПИ в рамках правовой информатизации?

Впервые создается действенный механизм реализации конституционного права граждан на доступ к правовой информации, в том числе к официальным текстам документов федерального, регионального и муниципального уровней. В сегодняшних условиях, когда подавляющая часть печатных изданий не доходит до регионов и, тем более, муниципальных образований, этот механизм особенно ценен.

Создание сети ПЦПИ в качестве реального механизма осуществления прав граждан на доступ к информации должно рассматриваться как позитивный опыт деятельности государства в области обеспечения всеобщего доступа к информации: поэтому центры доступа к информации о деятельности органов власти различных уровней могут быть организованы в каждой городской и районной библиотеке.

В настоящее время более 1500 центров и пунктов осуществляют информационно-правовое обслуживание населения. На базе публичных библиотек создано более 800 центров и пунктов правовой информации. За последние годы в них получили ответы на интересующие вопросы около 2,5 миллионов граждан.

В данной работе принимают участие не только библиотеки Минкультуры России и местных органов власти, но и библиотеки учебных заведений Минобразования России, МВД России, Минобороны России и ряда других заинтересованных ведомств. В настоящее время ПЦПИ развернуты более чем в 200 учебных заведениях различных министерств и ведомств по всей России.

Следует отметить, что к процессу создания ПЦПИ со временем присоединились и лидеры негосударственного сектора правовой информатизации: НПП «Гарант», АО «Консультант Плюс», ИПК «Кодекс».

В 2003 году впервые в стране во взаимодействии с Минкультуры России и ГУИН Минюста России (ныне – ФСИН) были открыты публичные центры правовой информации в системе исправительных учреждений во Владимирской и Челябинской областях.

Полученные результаты в создании сети ПЦПИ в качестве реальных достижений российской государственной политики в I Т-секторе, а также развитие сети ПЦПИ как перспективное направление политики государства в области обеспечения прав граждан на доступ к информации получили одобрение Научно-экспертного совета при Председателе Государственной Думы, Межправительственного совета ЮНЕСКО, многих международных и общероссийских форумов, конференций и т.д.

В период с 22 по 24 апреля 2003 года в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО проходила вторая сессия Межправительственного совета программы ЮНЕСКО "Информация для всех". От имени Российской Федерации на сессии были представлены результаты программы ПЦПИ. Весной 2004 года позиция России по развитию способов доступа граждан к правительственной информации в очередной раз была представлена на III сессии Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО « Информация для всех» и снова получила одобрение и поддержку мирового сообщества.

В пресс-релизе Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" отмечено: "Апофеозом сессии была презентация Общероссийской программы по созданию сети публичных центров правовой информации на базе библиотек, реализуемой в России с 1998 года. Наша страна представила указанную программу, как пример позитивного опыта в строительстве правового и свободного информационного общества. Участники сессии и Секретариат единодушно отмечали, что в этом вопросе Россией найден действенный механизм, обеспечивающий доступ населения к правовой информации с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и уже существующей инфраструктуры. Именно это обстоятельство позволяет тиражировать этот опыт в других, в том числе развивающихся странах, что было отмечено представителями Германии, Дании, Новой Зеландии, Филиппин".

"Россия в этом вопросе попала в "десятку" и должна всемерно наращивать и популяризировать свои достижения в этом и подобных проектах", - это оценка руководителя Секретариата Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" Ф. Кео.